«МЫ ВМЕСТЕ: ДЕТИ – РОДИТЕЛИ – ПЕДАГОГИ»...

ДЛЯ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О (деревьях, кустарниках, грибах и ягодах, mруде  людей, приметах - осенью)

(Тема недели "Растительный мир Прибайкалья осенью") 

(с 1 сентября по 4 сентября)

Родителям рекомендуется:
  • рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
  • выучить с ребенком названия осенних месяцев;
  • во время прогулки предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. 
Помогите ребенку запомнить приметы осени:
  1. стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди;
  2. листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
  3. исчезли насекомые;
  4. собираются в стаи и улетают на юг птицы;
  5. дни стали короче — а ночи длиннее;
  6. с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
  7. люди стали теплее одеваться;
  8. дети пошли в школу.
- Беседы с детьми: "Деревья и кустарники" - беседа об изменении их осенью; 

- В какой лес мы с вами попали?(хвойный,лиственный,смешанный). 

-А как называется лист с берёзы..., с осины..., с ольхи..., с ёлки или сосны?

Составить рассказ о березе по плану 


-Активизация словаря: осень, листопад, хвойный, лиственный, смешанный; овощи, фрукты, грибы, деревья; поспевают, краснеют, созревают, наливаются, опадают, вьются;

-Поговорить с ребенком о том, что в лесу растут ягоды и грибы. Ягоды растут на кустах или веточках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

 - Свободное общение:  Что растёт в лесу? «Где растут грибы и ягоды?», Какие ягоды ты знаешь? Какие грибы ты знаешь? «Зачем грибы и ягоды в лесу?».«Грибы и ягоды – дары леса», «Польза и особенности грибов, ягод»;   Что готовят из грибов? Что готовят из ягод?

-Рассмотрите с детьми картинки с изображением лесных ягод. Обратите внимание на цвет и форму ягод, на то, как они растут в лесу. Разучите с детьми названия ягод (малина, земляника, черника, клюква) 

-Выучите с ребёнком стихотворение о лесных ягодах: 

На кустах и на кусточках,

На больших болотных кочках

Ягоды растут в лесу, быстро зреют на весу. 

-Дети рассказывают, что можно приготовить из  лесных гостинцев. 

-Предполагаемые ответы детей: грибы — засолить, замариновать, засушить,заморозить,отварить, поджарить; ягоды — заморозить, засушить, сварить варенье,компот,приготовить джем, сок.

-Активизация словаря: варенье, джем, компот, повидло, собирать, мыть, варить, готовить, красный, синий, мягкий, сочный, сладкий, кислый, ароматный, душистый. 

-Пальчиковая гимнастика: 

Раз, два, три, четыре, пять       (Пальцы обеих рук  «здороваются»  начиная                                                  с  больших)                         

В лес идем мы погулять            (Обе руки «идут» указательными и                                                                  средними пальцами по столу)

За черникой, за малиной,          (Загибают пальчики, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдём 

И братишке отнесем. 

-Рассмотрите с ребёнком изображение  мухомора, белого гриба, подосиновика, сыроежки, лисички, рыжика. Произнесите эти слова сами, предложите ребёнку произнести вместе с  вами и  самостоятельно. Объясните, что мухомор есть нельзя, потому что это ядовитый гриб. Поговорите с ребёнком, что можно приготовить из грибов.

-Закрепите в активной речи глаголы: собирать, мыть, чистить, резать, варить, жарить,  солить. 


-Развитие связной речи
Составить рассказ об осени по плану-мнемотаблице
1.      Рассказ о солнце осенью.
2.      Какое небо осенью?
3.      Как выглядит земля осенью?
4.      Что происходит с деревьями осенью?
5.      Какую одежду носят дети осенью?
6.      Изменения в жизни животных осенью.
7.      Изменения в жизни птиц.
8.      Труд людей на поле, в огороде, в саду.


-Гимнастика для пальчиков.
"Осенняя прогулка"
Если мы идем гулять,                    пальцы «идут» по столу
Зонт с собою надо брать.              «зонт»
Осенью от дождика                       барабанят пальцами по столу
Спрячемся под зонтиком.             «зонт»

-Обведи путь листиков. Раскрась.



-Посчитаем вместе:








Поиграйте вместе с ребенком:

-"Какой бывает дождь?"  Обогащаем словарь детей.

Цель игры: обогащать словарь детей новыми словами.

Стихи к игре:

 Дождик крапал, моросил,
 Припускал, стучал, косил,
 Ливнем лил, стеной стоял,
 Барабанил, травы мял.
 Дождь слепой и проливной,
 Нарастающий, грибной,
 Обложной, висячий, скорый,
 Сонный, медленный и спорый.
 Как камыш стоймя стоячий,
 И холодный, и горячий.
 А еще есть грозовой,
 Радужный, полосовой,
 Параллелями и в сетку,
 А при ветре даже в клетку…
 Вот так много есть дождей
 Для растений и людей (О. Григорьев)

-Можно в эту игру со словами играть по дороге или просто в свободную минутку.

 Под ногами в листопад
 Листья желтые лежат.
 Листья желтые лежат,
 А под листьями шуршат
 Шурш, Шуршиха и Шуршонок
 - Папа, мама и ребенок.    (В. Голяховский)

Стихи про осень

Сентябрь
                                                                   
Пусто в домике стрижа —
Улетел, бедовый.
И как зонтик у ежа
Жёлтый лист кленовый.

Лесные звёзды

В лесу темнеет рано
Осенним хмурым днём,
И звёзды на полянах
Горят цветным огнём.

Они когда-то были
Зелёною листвой,
И нам они дарили
Прохладу в летний зной.

Под ветром шелестели
У клёнов и берёз.
В тени их нежно пели
Малиновка и дрозд.

Они в себя вобрали
Лазоревый рассвет,
Оранжевые дали,
Янтарной ночи свет.

Теперь на землю с веток
Летят они, летят
И долго краски лета
Ещё для нас хранят.

Рыжая лиса

Между ёлок, между сосен
Осторожно бродит осень.
Осень — рыжая лиса —
Красит в рыжий цвет леса.

Но зелёного убора
Не раскрасить ей у бора.
Для лисы остры и колки
Леса хвойного иголки.

Загадки

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
                                                                                                            
Опустели наши грядки.
Огород и сад в порядке.
Ты, земля, еще рожай.
Мы собрали... (урожай)

Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)

Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)

Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)

В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

Пареньку почти семь лет.
За плечами ранец.
А в руках большой букет,
На щеках румянец.
Что за праздничная дата?
Отвечайте-ка, ребята! (1 сентября, День знаний)

Ветки в парке шелестят,
Сбрасывают свой наряд.
Он у дуба и березки
Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу. (Осенний дождь)

Осенью он часто нужен -
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой! (Зонтик)

В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел - оставил их,
Средних, маленьких, больших. (Лужи)

Лист осенний долго кружит,
И его Варвара сушит.
А потом мы вместе с Варей
Дома делаем... (гербарий)


РАСКРАСКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ ОСЕНЬ





ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЭТОЙ НЕДЕЛИ: КОНКУРС ЗАГАДОК - "ОСЕННЯЯ МОЗАИКА"




ДЛЯ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О ИГРУШКАХ
 (тема недели: "Наши друзья - игрушки" 
С 20 июля по 24 июля

Поговорите с ребенком. 

Где же можно купить игрушки? (В игрушечном магазине). Можно отправиться в игрушечный магазин и рассмотреть игрушки. Проговорив названия и для какой игры они подойдут.
Можно рассмотреть предлагаемую картинку и поговорить с ребенком по ней.




Поиграйте вместе с ребенком.

Игра «Цепочка игрушек»

- Я назову название игрушки, на какой звук заканчивается слово, на такой звук и называете следующее название игрушки. Например: Кубик - конструктор - робот - трактор – рыбка.

Игра «Где стоят игрушки?»

- Что стоит на верхней полке справа? (улитка-пирамидка)
- Какая игрушка стоит слева от кораблика? (мяч)
- Какая игрушка стоит между матрёшкой и мишкой? (кубики)


Игра «Посчитай со мной?»

Вот игрушки стали в ряд посчитай их смело.
Мы попросим всех ребят.
Сосчитать их справа, слева
А теперь ответь дружок - какой зайка по счету?  
Какая юла по счету? (и т.д.)


Игра «Магазин». Кто нам нужен для этой игры? (продавец и покупатель)

Договоритесь, кто из вас покупатель, а кто - продавец. 

Для этого, нужно подробно и интересно рассказать продавцу об игрушке, 
НО ЧТОБЫ ПРОДАВЕЦ НЕ ВИДЕЛ ИГРУШКУ, А УЗНАЛ ЕЕ ТОЛЬКО ПО ОПИСАНИЮ
Поможет нам в этом схема описания игрушек. (Рассматривание схемы и объяснение всех ее элементов).

1. Название игрушки.
2. Цвет.
3. Форма.
4. Строение (составные части).
5. Какая на ощупь.
6. Из какого материала сделана.
7. Размер.
8. Способ использования.

- Рассказ свой начните со слов «Я хочу купить», укажите ее размер, цвет, форму и т.д.


Игра «Какие игрушки?» (образование сложных прилагательных).

Кукла с длинными волосами – длинноволосая
Клоун с рыжими волосами – …
Буратино с длинным носом – …
Велосипед с двумя колёсами – …
Машина с 4-мя колёсами – …
Лошадка с белой гривой – …
Солдатик с длинными ногами – …
Карандаши разных цветов – …
Птица с сизыми крыльями – …
Заяц с длинными ушами – …
Сова с большими глазами – …
Мишка с толстыми пятками – …
Игрушка из дерева какая? (деревянная)
Игрушка из железа какая?
Игрушка из резины какая?
Игрушка из глины какая?
Игрушка из кожи какая?
Игрушка из железа какая?
Игрушка из пластмассы какая?
Игрушка из плюша какая?
Игрушка из стекла какая?

Игра «Что лишнее?»









Игра «Назови ласково» 

Дети хором повторяют  названия игрушек в уменьшительно-ласкательной форме, например: кукла – куколка, машина – машинка, мяч – мячик, флаг – флажок, кот – котик, погремушка – погремушечка, матрешка – матрешечка, барабан – барабанчик.

Речевая игра с игрушками «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи ребенка.

Давай научим  игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду ребенка только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже предлогаем подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Речевая игра  «Игрушки» «Как мы играем».

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Давай расскажем  о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, (Таня и Ваня!) Это Вам (Данилка) звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с (Данилкой) вам расскажем»:

(Данилка) (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с ребенком). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.


Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Загадки:

Догадайся кто такой? 
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет.

(Мяч)

Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.

(Кукла)

Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.

(Матрешка)

Двери, окна, но не дом.
Есть сиденья даже в нём.
Фары светят, как глаза,
Есть четыре колеса.



(Машина)

РАСКРАСКИ "ИГРУШКИ" 
  





ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ: "ПРАЗДНИК ЛЮБИМОЙ ИГРУШКИ"



ДЛЯ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ О НАСЕКОМЫХ 
(тема недели: Кто живет в траве")  
С 27 июля по 31 июля

Дети должны усвоить: образ жизни насекомых; чем они питаются; маскировка насекомых; их строение (голова, усы, крылья, шесть лапок или восемь у паука); где живут (норка, улей, дупло, муравейник); их вред и польза.

Лексика

 Словарь ребенка должен включать слова: названия насекомых; крылья, туловище, лапки, усики, глаза, хоботок, жало; стрекочет, жужжит; летает, порхает, ползает, прыгает, сосет; больно, вредно, ярко.

Грамматический строй

«Четвертый лишний» (назови лишний предмет, объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
 Муха, муравей, грач, пчела.
 Стрекоза, жук, гусеница, собака.
 Паук, голубь, синица, сорока.
 Бабочка, таракан, муха, комар.
 Тля, моль, пчела, гусеница.

«Сосчитай» (согласование существительных с числительными в роде, числе)

 Один комар, три комара, пять комаров.
 (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Насекомые - великаны» (образование существительных с увеличительными оттенками)
 Не паук, а ... паучище
 (муравей, кузнечик, таракан, клоп, муха, стрекоза, червяк, оса, шмель, пчела, божья коровка, жук, улитка)

«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
 У комара писк - комариный
 У пчелы мед - ...
 У муравья лапка - ...
 У шмеля жужжание - ...
 У таракана усы - ...
 У паука паутина - ...

Связная речь

Составь предложение из слов :
 Цветок, села, на , бабочка.
 По, ветка, ползает, гусеница.
 Листок, под, жук, спрятался.
 Червяк, из, выползает, земля.
 Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
 Паутина, муха, в, попалась.

Составление рассказа - описания о насекомом (использовать план):

Дети должны знать.

Существительные: оса, пчела, муха, шмель, бабочка, муравей, кузнечик, комар, стрекоза, божья коровка, паук, майский жук, жук-плавунец, водомерки, жук-щелкун, жук-слоник, панцирь, лапки, брюшко, усики, крылья, хоботок, пыльца, спинка, жало.

Прилагательные: полезные, вредные, шестиногий, красивая, яркая, пестрая, пятнистая, разноцветная, дружные, трудолюбивые, осторожные, блестящие, жужжащие, защитная окраска, ядовитые.

Глаголы: летает, жужжит, жалит, кусает, собирает, опыляет, охраняют, порхают, ползут, стрекочет, звенит, уничтожает, плетет, ест, плавает, бегает, прыгает, пищит, строит, откладывает, засыпает.

Дети должны уметь. 
Подбирать признаки.

Бабочка – красивая, яркая, пестрая…
Муравей – маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик - …
Пчела - …

Подбирать действия.

Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик – прыгает, стрекочет…

Описывать по плану.

Название
Внешний вид
Чем питается
Способ передвижения
Пользу или вред приносит
Какие звуки издает
Находить сходства и различия.

Сравнивать.

Бабочку и пчелу
Комара и муравья
Муху и стрекозу

Вместе с ребенком.

Спросить ребенка, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых.
Рассмотреть насекомых, их части тела.
Рассказать ребенку, какую пользу приносят насекомые человеку, учить его бережному отношению к природе.
Рассказать, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.

        Прочитать ребенку басню И. Крылова «Стрекоза и  муравей».  
        Составить сравнительный рассказ о муравье и стрекозе.

Выучить стихотворение.

Скучать некогда

Села пчелка на цветок, опустила хоботок
Подлетает к ней комар: — Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом, просто некогда скучать!

Муравей нашел былинку, много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку, он домой ее несет.
Он сгибается под ношей, он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший муравьи возводят дом!
(3. Александрова)

Отгадывайте загадки.

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)

На полянке возле елок
 Дом построен из иголок.
 За травой не виден он,
 А жильцов в нем миллион.
 (Муравейник.)

С ветки на тропинку,
 С травки - на былинку
 Прыгает пружинка,
 Зелененькая спинка.
 (Кузнечик.)

Спал цветок и вдруг проснулся:
 Больше спать не захотел,
 Шевельнулся, встрепенулся,
 Взвился вверх и улетел.
 (Бабочка.)

Не зверь, не птица,
 А нос как спица.

 (Комар.)

КАРТИНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАСЕКОМЫЕ



РАСКРАСКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАСЕКОМЫЕ
  



  ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ - РАЗВЛЕЧЕНИЕ:              "НАШИ МАЛЕНЬКИЕ ДРУЗЬЯ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий